Иайдо — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кендо, здесь изучается не фехтование, а именно «мгновенное убийство противника» с изначально вложенным в ножны мечом. Под «мгновенным убийством» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара при возникновении опасности.
Исторически, роль предшественника иайдо, иайдзюцу, в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и, во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу, собственно искусству фехтования на мечах.
Идеографический анализ не помогает для понимания слова «иайдо». Помимо иероглифа «до» («путь») в него входят «иру» («быть») и «ай» («соединять», часто также переводится как «гармония»), что вместе, вроде бы, дает «путь обретения (или нахождения в) гармонии». Но на самом деле, согласно одному из мастеров иайдо, Ямамото Харусукэ, два первых иероглифа взяты из выражения «цунэ-ни итэ кю-ни авасу» («итэ» — форма глагола «иру», а «авасу»— глагол, образованный от «ай»), что можно перевести как «где бы ты ни был, должен всегда [быть готов] мгновенно реагировать».
Сая-но-учи — это сущность Иайдо, но «Сая-но-учи» неполное выражение. Целиком оно звучит «Сая-но-учи дэ катсу» — победа меча в ножнах. Подлинный смысл этого высказывания в том, что победа должна быть достигнута еще до того, как меч будет извлечен из ножен.
Основу «иайдо» составляют техники извлечения меча, поэтому все ката (формы) начинаются с мечом в ножнах и представляют собой последовательности действий в разных ситуациях. Первым движением почти всегда является извлечение меча, которое переходит либо в режущий удар одной рукой (нукицукэ), либо в парирование (укэнагаси). За ним следует один или несколько (в зависимости от числа противников в заданной ситуации) режущих или колющих ударов (кириороси), а завершается ката стряхиванием крови с клинка (тибуруй) и вкладыванием меча в ножны (ното).
Дзэн Нихон кэндо рэнмэй иайдо сейтей гата состоит из следующих ката:
1.
Иппон мэ
Маэ
Mae (前)
«Вперед»
2.
Нихон мэ
Усиро
Ushiro (後ろ)
«Назад»
3.
Санбон мэ
Укэнагаси
Ukenagashi (受け流し)
«Парирование и Рез»
4.
Ёнхон мэ
Цука-атэ
Tsuka-ate (柄当て)
«Удар рукоятью»
5.
Гохон мэ
Кесагири
Kesagiri (袈裟切り)
«Диагональный рез»
6.
Роппон мэ
Моротэ-цуки
Morote-zuki (諸手突き)
«Укол двумя руками»
7.
Нанахон мэ
Санпогири
Sanpōgiri (三方切り)
«Рез в трех направлениях»
8.
Хатихон мэ
Ганмэн-атэ
Ganmen-ate (顔面当て)
«Удар в лицо»
9.
Кюхон мэ
Соэтэ-цуки
Soete-zuki (添え手突き)
«Укол с поддержкой рукой»
10.
Дзюпон мэ
Сихогири
Shihōgiri (四方切り)
«Рез в четырех направлениях»
11.
Дзю иппон мэ
Согири
Sōgiri (総切り)
«Все резы»
12.
Дзю нихон мэ
Нукиути
Nukiuchi (抜き打ち)
«Быстрое извлечение меча и рез»